14 декабря акции
«Стихи в кармане» исполнилось три года и два месяца. Ровно три года и два
месяца назад автор акции Иван Митин впервые, бродя по Москве, оставлял в разных
местечках небольшие ламинированные карточки с пушкинским «Свободы сеятель
пустынный…». Вокруг Митина постепенно начал образовываться круг сообщников –
любителей поэзии и креативных идей.
Идея кроссбукинга
(бесплатного обмена книгами) дала новые ростки в России: активные сторонники
акции «Стихи в кармане» действуют по тому же принципу, но преследуют другие
цели. Сначала изготовлением карточек Иван Митин занимался один: распечатывал
листы со стихами, вырезал карточки и ламинировал. Потом появился целый «цех»,
собирающийся по два раза в месяц. Акция набирала обороты и поклонников.
Появления на карточках были удостоены Хармс, Мандельштам, Блок, Ходасевич,
Маяковский, Ар. Тарковский. Восьмой акт акции был отмечен прозой: в ход пошли
строки Гоголя. Позже появились карточки с Чеховым, Льюисом Кэрроллом, Венечкой
Ерофеевым.
Армия неравнодушных
разгуливает по городу и подкладывает карточки туда, где меньше всего ожидаешь столкнуться с поэзией: на лавочки в городском парке, за водосточную трубу, за
дворник автомобиля, в лапки мартышки, составляющей компанию остальным
персонажам памятника Крылову. У кого на что хватает фантазии. Некоторые просто
вручают карточки прохожим: так вернее. Прохожие удивляются, но большинство
берет классиков на хранение с удовольствием.
С середины лета в
кафе «Циферблат на Покровке» проводятся лекции о разных поэтах. В качестве
лекторов в основном выступают студенты филологических факультетов. Пришедшие на
лекцию не только слушают рассказ о поэте, но и самостоятельно изготавливают
ламинированные карточки с его стихами. После лекции каждый может забрать с
собой несколько карточек и раздать знакомым или подыскать им подходящее
местечко где-нибудь в городе.
Привлекательны
красота и необычность проекта. Помимо этого, акция пришлась под стать нашему
«здесь и сейчас» XXI века. Привыкшие к интернетовской манере выдавать
информацию дозированно, в визуально сжатом виде, многие современные люди
теряются, когда к ним в руки попадает толстый сборник со стихами. Нужно
листать, разбираться, что-то выискивать – короче говоря, терять время. Когда же
к тебе попадает небольшая карточка с уже выбранным одним-единственным текстом,
вникнуть в него намного легче. Это та форма сообщения, которая обусловлена
особенностью восприятия масс и которую мы можем наблюдать в Твиттере,
Вконтакте, на Фейсбуке.
Сообщение литературной
карточки не является адресным, однако, попадая к конкретному человеку в руки,
они воспринимается лично, что способствует налаживанию положительного отношения
аудитории к этому явлению в целом.
Источник:
http://www.chaskor.ru/article/_aktsiya_stihi_v_karmane_kak_novyj_vitok_razvitiya_idei_krossbukinga_30412