Сначала позвольте традиционно
проявить свою вредность.
Книга прекрасная, но
напрягают бесконечные отступления от сюжета, который и без того приходится
отслеживать почти на ощупь. Множество описаний колоритных фигур послевоенного
коммунального житья великолепны, но они тормозят рассказ о жизни главной
героини, Анны. Из этого сложного текста приходится выковыривать истину, как
изюм из булки.
Сюжет петляет, рвётся – то
один эпизод из жизни Анны выскочит, то другой – и не всегда понятно, из какого
времени. На этом придирки окончены.
Главная героиня, помимо
прочих талантов, обладает способностями экстрасенса, но вовсе не рада этому. И
когда ей случается намекнуть людям о грядущих несчастьях, она пребывает в ужасе
и отчаянии. Иногда решительно запрещает себе рассказывать о том, что она видит и проклинает свой дар.
«Нет… Нет! Ты можешь
убить меня, сказала она беззвучно этой непостижимой чудовищной силе, можешь
сломать меня, раскрошить на кусочки. Можешь в пыль меня стереть. Но и только.
Ты больше не потешишься…
Не развлечешься мною.
Нет! Ты мной не
развлечешься».
Большую часть своей жизни
Анна отдаёт цирку, что странно при её всеобъемлющих способностях.
«Цирковые по жизни – они животные, люди тела. Сплочены, как макаки в стае, пугливы, боятся мира, доверяют только своим. Недаром они живут и работают семьями, целыми поколениями. И чужих принимают неохотно. Цирк – их природная экологическая ниша». Понятно, что Анна –
бриллиант, упавший с неба прямиком в кучу дерьма.
Она – цирковая гимнастка,
затем – каскадер, иллюзионист. Жизнь Анны – скорость, полёт, качели. Это и
символы её жизни, и реальные явления, без которых она не может существовать.
«Вечная мотоциклистка –
куртка, перчатки, шлем; она казалась человеком, ежеминутно готовым отбыть.
Куда? Бог весть. Отбыть, как отбывают в дальнюю дорогу: на каторгу, например.
Или в небеса».
Уже после исчезновения Анны о
ней говорят и вспоминают поочередно двое мужчин: Владимир и Семен. Это её
отражение в разных, но одинаково тоскующих, влюбленных зеркалах. Они – бывшие
соперники – даже обсуждают между собой «нездешнюю» природу Анны и её борьбу со
своим страшным даром.
«А случается, что демиург изо
всех сил хочет остаться только человеком. То есть вы понимаете, что это такое?
Это же «я возвращаю ваш портрет» – самому Господу Богу!»
Во время чтения меня мучила еще
одна загадка: Анна слишком живая для вымышленного персонажа. Неужели у неё был
реальный прототип? В романе есть глухие намёки о том, что героиня приходилась
внучкой знаменитому Вольфу Мессингу. Конечно, это только сюжетный ход, но… тут
мои мысли теряются.
Роман «Почерк Леонардо» остаётся
неразгаданным до конца и рождает в душе целую бурю – чувств, вопросов, видений.
Вот, например, только один из мучительных вопросов: жизнь человека складывается
горестно потому, что так надо «по судьбе» или потому, что он сам ломает свою
судьбу, идёт не туда? А потом очнётся с недоумением: «Господи, это не моя
жизнь!»
«Боже, какое идиотство вся
жизнь этой дорогой девочки! И даже сейчас, сейчас… эти знаменитые идиотские шоу
– разве для этого создан её беспощадно ясный, мгновенный, острый ум?
Разве для этого точат на
божественных станках столь выдающиеся экземпляры человеческой породы?»
Закрыв «Почерк Леонардо», я
смотрела на книгу с удивлением, как на одно из волшебных творений её героини,
девочки из странного зеркального мира. Видимо, настоящие писатели приходят к
нам оттуда же.
Администратор сайта Елена Цекова. На фото - Дина Рубина
Роман «Почерк Леонардо» есть в Белоярской центральной районной
библиотеке!
|