Фазиль
Искандер – живой современный писатель уровня Льва Толстого. Писатель совсем в
другом роде, нежели Толстой, а уровень – тот же.
На
нашем сайте уже есть материалы, посвященные Фазилю Искандеру:
Презентация
книги Ф. Искандера «Кролики и удавы» с
сопровождающим текстом. Автор – библиотекарь Р.В. Азгужинова.
Сборник-буклет
к юбилею писателя
Оба материала легко
скачиваются!
Один
из самых интересных и необычных отзывов о Фазиле Искандере опубликовала Валерия
Новодворская. Вот фрагмент этого текста:
Детство Чика
Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми
в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. Городская
родня мальчика была вся такая важная, образованная, еще помнившая о былом
богатстве (средний бизнес). Но кончилось все плохо: в 1938 году отца
депортировали из СССР, и сын больше никогда его не видел. Когда потом попал за
границу, не нашел следов. Мальчик воспитывался у матери-абхазки в селе Чегем.
Родственников у матери было много, в том числе и знаменитый дядя Сандро.
Прокормили ребенка. Кукуруза, фасоль, свой мед, чай, куры и яйца, фрукты,
варенья, овощи, вино, козы (значит, сыр и молоко), а то и барашки. Даже в войну
Абхазия не знала голода. Была суровая, непреклонная бабушка, потом
перекочевавшая в «Стоянку человека», вгонявшая родных в транс своей прямотой и
высказываниями вслух об истинной сущности Ленина, Сталина и советской власти.
Потом писатель искренне сознается, что биографий не писал, что его биография —
в его творчестве. А то мы сами не поняли. Не очень он и шифровался, Фазиль
Искандер. Он — это Чик, вундеркинд, наблюдатель, летописец, разведчик в мире
взрослых. И Чик, и Ремзик-«русачок», полукровка, желанный гость в абхазском
селе.
Фазиль Искандер окончил
русскую школу с золотой медалью. Это был выбор родственников, но он соответствовал
вкусу этого гражданина мира, философа, слишком свободного, образованного и
ироничного для патриотизма маленькой глухомани, пусть трижды любимой и
колоритной, но немного смешной в своем местничестве, впрочем, как и все
остальные уголки и уголочки СССР. Только Фазиля Искандера для них не нашлось.
Воспевать, кстати, писатель ничего не умеет. Он анализирует и иронизирует.
Любящие родственники
были, как три сестры, или как все население СССР: «В Москву, в Москву!» И
Фазиля отправили учиться в Москву, почему-то в Библиотечный институт. Учился
три года, перевелся в Литературный. Окончил в 1954 году. А дальше пошел
работать в «молодежки» в Курск и Брянск. Но Москва, как поприще, как материал
для прозы, ему не показалась интересной. Ее у него нет нигде.
В 1956 году Фазиль,
молодой, красивый, дерзкий, щеголь и талант, возвращается на родную сторону, в
Сухум (Мухус), в абхазское отделение Госиздата. Там он и оставался до начала
90-х. Тридцать четыре года… Целая жизнь. Чик вырос, Чик вылетел из гнезда— и, как
герой фильма Данелии «Мимино», вернулся к своим истокам. Но комплиментов от
него не дождались ни в Мухусе, ни в Чегеме.
Искандер
и его окрестности
Есть у него такая
повесть, «Человек и его окрестности». И вот наш будущий классик, воздвигший
себе в «Сандро из Чегема», в «Кроликах и удавах» и в «Созвездии Козлотура» знак
бессмертия, начинает писать еще слабые стихи. Но сборники выходят («Горные
тропы»— в Сухуми в 1957-м). В глухих регионах всегда любили молодых авторов и
печатали их (национальная культура— это престиж; а что писано по-русски, так
это ценили особо: он наш, он не сепаратист, не буржуазный националист). А потом
пошла и большая литература. В конце 50-х теплые объятия «Юности», приюта
нонконформистских дарований, приняли юношу с таким талантом. С 1962 года
прозаик наконец перешел на прозу. Стихи были не его стезей. И в 1966 году в
восьмом номере «Нового мира» появился первый шедевр Искандера — «Созвездие
Козлотура».
Браки заключаются на
небесах
Лирический герой
Искандера, лихой журналист, никогда не хвастается любовными победами, а
стыдливо и с благоговением ухаживает за необыкновенной девушкой, от общения с
которой лимонад кажется тугим и шипящим, как шампанское. В 1960 году Фазиль
Искандер на этой девушке женился. Ею оказалась поэтесса Антонина Хлебникова,
они даже совместную книгу стихов выпустили в 2011 году. У них разница в
возрасте всего 11 лет, но Антонина сразу стала ведомой, признав ведущую роль
мужа. Она даже в Литературный институт постеснялась пойти. Работала редактором
в экономических журналах, в НИИ при Министерстве энергетики. Родители были в
ужасе: жених старше дочери, он кавказец, да еще «богемщик». А брак счастливый,
прочный. По стихотворению «Сухумский берег. Ночь». Там есть удивительные в наш
век строки: «И никак тут не устоять, если двое — стихии прибой, и уже наших рук
не разъять, и не страшно в прибой за тобой». Этот брак увенчали сын Александр,
юный финансист, и дочь Марина, художница. А Александр еще и пишет. Экспертная
оценка отца: «Пишет хорошо, сукин сын, хотя и читает мало». Жил в семье Фазиль
Искандер по принципу изоляционизма: когда пошли дети, отгородил свой кабинет от
прочей квартиры дверью, причем обитой. Иначе какая же работа: суета, пеленки,
писк, визг… Домочадцы быстро выучились уважать эту башню из слоновой кости.
Конечно, поэтессе
Антонине Хлебниковой, горожанке, интеллигентке, была ближе аристократичная
тетушка, сестра пропавшего в Иране отца, обожавшая Стендаля (уж не тетушка ли
это Чика, любительница кофе, табака, пасьянсов и светских бесед?), нежели мама
Фазиля, Лели Хасановна, которая делилась с невесткой крестьянской мудростью.
Полностью
пост В. Новодворской «Дворянин с чегемского двора» можно прочитать ЗДЕСЬ.
Источник: http://www.medved-magazine.ru/articles/Valeriya_Novodvorskaya_O_Fazile_Iskandere.1380.html |