В этой книге звучат тысячи голосов. Кто эти люди?
В самом начале автор говорит:
«Мы
прощаемся с советским временем. С той нашей жизнью. Я пытаюсь честно выслушать
всех участников социалистической драмы…
У коммунизма был безумный план –
переделать «старого» человека, ветхого Адама. И это получилось… может быть,
единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории
марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип – homo soveticus. Одни
считают, что это трагический персонаж, другие называют его «совком». Мне
кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок
прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители. Несколько
лет я ездила по всему бывшему Советскому Союзу, потому что homo soveticus – это
не только русские, но и белорусы, туркмены, украинцы, казахи… Теперь мы живем в
разных государствах, говорим на разных языках, но нас ни с кем не перепутаешь.
Узнаешь сразу! Все мы, люди из социализма, похожие и не похожие на остальных
людей – у нас свой словарь, свои представления о добре и зле, о героях и
мучениках…»
Как только тоталитарное государство исчезло, прежний
мир разбился вдребезги.
Первые впечатления: читать – невыносимо,
физически больно, остановиться – невозможно.
Свидетели описывают реальные события. Это не
спишешь на фантазию автора и не успокоишь свою совесть.
Полубезумная исповедь девушки – свидетельницы
зверств в Абхазии в 1992-м; несколько ужасных рассказов детей репрессированных
в сталинские годы; душераздирающие истории преданных коммунизму самоубийц;
рухнувший мир советских интеллигентов; откровения палачей и ужас жертв («А вся наша
беда в том, что у нас палачи и жертвы – это одни и те же люди…») – и так до
бесконечности, выше верхних пределов боли…
Вот что Светлана Алексиевич описывает среди
прочих бедствий 90-х:
«Интеллигенты распродавали свои
библиотеки. Публика, конечно, обеднела, но не из-за этого книги выносили из
дома, не только из-за денег – книги разочаровали. Полное разочарование. Стало
уже неприлично задавать вопрос: "А что ты сейчас читаешь?” В жизни слишком
многое изменилось, а в книгах этого нет. Русские романы не учат, как добиться
успеха в жизни. Как стать богатым… Обломов лежит на диване, а герои Чехова все
время пьют чай и жалуются на жизнь…»
Эта мысль воспроизводится в разных
историях, описанных в книге, и как-то
действует на нервы. Поэтому, прочитав «Время second-hand», я решила в
каждом следующем отзыве о прочитанном обязательно писать – что я от этого
получила: что поняла, почувствовала, узнала нового и нужного для жизни.
А теперь дальше о книге Алексиевич. Вот еще
порция ужасов: крик матери о дочери, изнасилованной и убитой
сослуживцами-милиционерами в Чечне; рассказ о сестрах, которых прокляла и
утащила за собой в могилу мать-алкоголичка («Сознание на уровне рогатого скота –
вусмерть пьют»); глубокий шок девушки, взорванной в московском метро; история армянско-азербайджанской
семьи во время резни в Баку…
«…В
одном доме убили всех… А самая маленькая девочка залезла на дерево… Они ее, как
птичку… Ночью плохо видно, долго не попадали. Злились… целились. Упала им под
ноги…»
Муж
подруги был художник. Я любила его картины, он рисовал женские портреты и
натюрморты. И я помню, как он подходил к книжным полкам и стучал по корешкам:
«Надо все сжечь! Сжечь! Я больше книгам не верю! Мы думали, что добро победит –
ничего подобного!»
С одной стороны, Светлана
Алексиевич права, что собрала все эти страшные свидетельства нашей жизни – пока мы еще не вымерли, как динозавры.
С другой стороны – когда я дошла
до второй части книги, поняла: мне осточертело в десятый раз читать о наследии
Сталина, путчах, президентах, перестройке – как той девочке, которая кричала
своим родителям: «Хватит говорить о политике!»
Но это, наверное, потому, что
в начале 90-х я не была армянкой в Баку и не жила в Абхазии… Для меня эти годы
прошли болезненно и с потерями, но сами основы моей жизни потрясены не были. А
люди, голоса которых звучат в книге, навсегда потеряли почву под ногами.
Для меня польза от этой книги в том, что
я теперь буду с бóльшим пониманием относиться к беженцам из южных республик. А
вот дружелюбия к таджикам-гастарбайтерам вряд ли прибавится (хотя Алексиевич
хотела бы этого): глядя на них, я не смогу избавиться от тяжелых мыслей, какую карму они
сейчас отрабатывают.
Если вы не хотите тревожить
себя и предпочитаете жить в мире иллюзий – не открывайте эту книгу!
Если вы хотите осмыслить
жизнь страны в годы перемен (нашу жизнь!) – читайте эти обжигающие исповеди и
пытайтесь понять, что же случилось. Хотя понять очень трудно.
Дочитав книгу, осознала, что после неё у
меня кровавая каша в голове, и больше ничего. Надо было подумать пару дней,
посмотреть, что мне покажут во сне… Как
и ожидалось, это были «сны катастроф» (тем более, что книга предупреждает о
грядущих потрясениях в России).
Это книга о том, что выросли новые
палачи, ничуть не хуже сталинских, о людях, убитых идеей… Но автор, как мне
показалось, тоже несвободен в своих мыслях - впрочем, как все мы. Светлана
Алексиевич пишет:
«Я искала тех, кто намертво прирос к
идее, впустил ее в себя так, что не отодрать – государство стало их космосом,
заменило им все, даже собственную жизнь. Они не смогли уйти из великой истории,
распрощаться с ней, быть счастливыми иначе».
По-моему, к этому замыслу
автора некоторые рассказы притянуты за уши: например, история красавицы,
влюбившейся по переписке в пожизненно осужденного зэка и бросившей ради него
мужа и троих детей. Какая же она homo
soveticus? Инопланетянка.
Я рада, что следующая книга Светланы
Алексиевич будет о любви (она сама говорит об этом). Читая «Время second-hand», политики
я объелась на несколько лет вперед…
Елена Цекова,
администратор сайта
|