Четверг, 02.05.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУК БГО "Белоярская центральная районная библиотека"

Мы в соцсетях: 

Информация для людей со слабым зрением —

увеличить размер экрана можно нажатием клавиш  «ctrl» и «+»

уменьшить размер экрана можно нажатием  «ctrl» и «–»


Поиск
Белоярский
Форма входа
Lan Znanium

Каталог статей

Главная » Статьи » Ваш деловой кейс

Зачем библиотекарю владеть речью
Зачем библиотекарю владеть речью? или Речевая компетентность библиотекаря
( итоговые материалы работы по программе в 2007 – 2009 годы)
 
    Зачем библиотекарю владеть речью? или Речевая компетентность библиотекаря: метод. пособие / сост. В.Г. Савина. – Белоярский: МУК «Белоярская ЦРБ», 2009. – 14 с.
   Методическое пособие содержит итоговые материалы работы МУК «Белоярская ЦРБ» по программе «Речевая компетентность библиотекаря» (2007 – 2009 гг.). Цель издания – углубить знания специалистов по теме. Пособие адресовано библиотекарям для практической работы и повышения квалификации.
 
Содержание
 
Основные понятия…………………………………………………..................................1
Составляющие компоненты речи ………………………………...............................2
Приемы речевого общения библиотекаря ………………………..........................3
В чем секрет подготовки публичного выступления? ……………......................4
Этапы работы над текстом………………………………………..................................5
4 условия построения диалога…………………………………................................. 6
Из чего складывается общение библиотекаря и читателя?............................7
Что затрудняет общение?.........................................................................................8
Немного о конфликтах……………………………………………................................9
Советы бесконфликтного общения ……………………………............................10
Стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………....................11
Как выработать свой стиль общения……………………………...........................12
Информационные ресурсы………………………………………..............................13
 
1
Основные понятия
 
Что такое речь?
· способность говорить, выражать свои мысли (развитие речи),
· язык как средство общения (устная речь),
· манера говорить (членораздельная речь),
· публичное выступление (юбилейная речь),
· то, что говорят (я слышу речь не мальчика, но мужа)
Основы красноречия были заложены еще Аристотелем.
 
Что такое компетентность?
• знание, осведомленность,
• полномочия
 
Риторика - наука об ораторском искусстве.
Ритор - оратор в Древней Греции и Риме.
Риторика учит искусству убеждать, воздействовать на умы и сердца людей.
 
В сущности, для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличным, как неумение читать и писать.                       А.П. Чехов
 
2
Составляющие компоненты речи:
Предмет речи ГоворящийСлушатель
 
Всякая речь должна быть составлена словно живое тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому.    Платон
 
3
Приемы речевого общения библиотекаря в индивидуальных и массовых формах работы
 
прием «мостов» - от имеющихся знаний к новым, от простого к сложному, от отдельных интересных фактов к глубоким обобщениям, от простых жанров прочитанных произведений к более сложным,
прием динамики - активизировать умственную деятельность читателя, вызвать положительные эмоции, развивать ассоциативное мышление, художественное воображение, учить творческому чтению,
прием интриги - ожидание встречи с автором, героем, интересным сюжетом,
прием обращения к общечеловеческим ценностям, к лучшим произведениям мировой и классической литературы,
прием совместной мыслительной деятельности - без назидательности, изречения прописных истин утвердить читателя в мысли, что благодаря его участию в библиотеке интересно,
прием личного примера - это эрудиция, профессионализм, общая культура, т.е. образованность, начитанность, знание педагогики и психологии, риторики и любовь к своему делу библиотекаря,
прием «увеличения» собеседника» - уважение к посетителям библиотеки, понимание того, что им интересно,
постоянное изучение состава читателей - опора на свои категории читателей, выбирать стиль изложения, манеру поведения и передачи информации.
Монолог – (от. греч.monos-один и logos-слово, речь)
Умение говорить, как уверяет Дейл Карнеги, это не талант, дарованный свыше. Работа и практика избавят вас от страха перед аудиторией и принесут уверенность в себе и неизменную смелость.
 
4
В чем секрет подготовки публичного выступления?
• выбираем тему, она должна быть близка, интересна и лично значима для Вас и ваших читателей,
• думаем о читательском назначении, тема должна соприкасаться с эмоциональным настроем, уровнем знаний и возможностями ваших читателей,
• составляем план выступления, который поможет увидеть картину в целом,
• ставим цель: будем ли мы давать информацию, обсуждать серьезную проблему или развлекать читателей,
изучаем все новинки, газетные публикации, особенно полемические статьи, связанные с темой выступления,
• упорно работаем над построением, логикой изложения материала, речевой культурой.
Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при которой он их готовил.
Красноречие не посещает ленивых.
 
5
Этапы работы над текстом
• *Изобретение, * Запоминание
• *Расположение * Исполнение
*Оформление * Рефлексия (усовершенствование и перестройка текста в зависимости от ситуации)
 
Расположение частей текста
• Оно может быть свободным, но классически выглядит так:
Вступление. Это «воронка», его задача - привлечь внимание слушателей. В строгом вступлении объявляем тему, говорим об актуальности темы. В нестрогом вступлении шутим, цитируем авторитеты, приводим жизненные примеры, обращаемся к парадоксам.
Основная часть. Она зависит от личности библиотекаря, темы, цели и состава аудитории, необходимо знать основные законы логического построения. Основную мысль заявляем сразу, ее аргументов должно быть не менее трех, примеры приводим из жизни, продумываем логические связки, надо знать особенности психологического воздействия на слушателей: внушение, убеждение, подражание, принуждение.
Заключение. Обращаемся к аудитории, делаем общий вывод, используем цитаты, подтверждающие вашу идею, иллюстрации, побуждаем к действию. Заключение свяжите с вступлением, оставьте приятное впечатление. Помните, что только в поддержании диалога между библиотекарем и читателем можно добиться эффективного общения.
 
6
4 условия построения диалога:
- открыто говорить читателю о своих целях, возможностях, ожиданиях,
- быть равными партнерами (библиотекарь воздействует на читателя, но и читатель подвигает библиотекаря к творческой деятельности)
- уметь войти в контакт, расположить читателя, быть душевно привлекательным,
- и библиотекарю, и читателю быть активными в получении информации. Оба участника – библиотекарь и читатель – связаны общим делом (поиском информации) и находятся в равных позициях, что вообще характерно для общения как деятельности.
 
Сент-Экзюпери: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня, но, напротив, обогащает меня».
 
7
Из чего складывается общение библиотекаря и читателя?
* равенство,
* гибкость.
 
Общение библиотекаря с читателем проявляется на разных уровнях:
– общение библиотекаря с одним читателем;
– с какой-либо реальной читательской группой подростками, юношеством, семьей;
– с читательской аудиторией какого-либо мероприятия.
 
Характер общения
* эпизодическое и
* стабильное.
 
По глубине проникновения в проблемы партнеров
* оптимальное (осознанное общение) и
* свернутое, проявляющееся в самых простых актах (в библиотеке это «прием-выдача»), общение, не имеющее мотивированных установок.
 
Условия общения:
* благоприятные,
* неблагоприятные и
* нейтральные.
 
Средства общения:
* языковые,
* невербальные (жесты, мимика),
* предметные и символические.
Основным средством общения является, конечно, язык.
 
8
Что затрудняет общение?
Исследователи выделяют следующие типы барьеров общения:
●связанные с личностным непониманием друг друга. Необходимо вырабатывать у себя широту взглядов, доброжелательное отношение к людям, душевную открытость; 
●связанные с неумением строить свое поведение в разных ситуациях надменность, высокомерие библиотекаря часто провоцируют читателя (особенно – молодого) на невежливость. Часто под маской высокомерия у библиотекаря таится неуверенность в своей компетентности, боязнь читателя, желание отгородиться от него;
●обусловленные неумением выбирать адекватную форму обращения.
 
Третья группа барьеров связана с выбором формы обращения при общении. Эта проблема относится к области библиотечного этикета. Преодоление такого рода барьеров – задача, прежде всего, библиотекаря. Именно он является ответственным за атмосферу в библиотеке, за эффективность обслуживания.
Причинами плохой коммуникации могут быть
●  стереотипы
●"предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно, 
плохие отношения между людьми, 
отсутствие внимания и интереса собеседника
пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; 
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п. 
неверный выбор стратегии и тактики общения.
 
9
Немного о конфликтах
· Конфликт - столкновение противоречивых мнений, ведущих к серьезным разногласиям.
· Причины конфликтов - надо различать повод и причину. Причина может лежать глубоко, а повод возникнуть на пустом месте. Причины могут быть объективными (полнота фонда, наличие технических средств, комфорт и т.д.) и субъективными (свойства характера библиотекаря и читателя, бестактное поведение читателя, неверно выбранный тон и т. д.)
· Если определить формулу конфликта, то это: причина плюс повод равняется конфликт.
· Конфликтная ситуация - напряженность в отношениях между людьми, она не всегда перерастает в конфликт.
· Инцидент - открытое столкновение сторон.
 
10
Советы бесконфликтного общения
Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и стремится продемонстрировать ему это.
· Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
· Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
· Если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря.
· Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она не являлась.
· Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку и совет. Библиотекарь делает это осторожно и ненавязчиво.
· Библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в плане понимания запроса читателя, а не в собственной сфере деятельности (знания фонда, СБА).
· Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он нарушает права других читателей.
· Следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование.
· Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя.
 
11
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
- стратегия конкуренции (соперники, «Акула»). Человек настаивает на своем, не учитывая интересы другого. Эта стратегия приносит быструю выгоду, результат проявляется быстро, но при этом теряются нити сотрудничества, подавляется талантливость в других людях.
- стратегия сотрудничества («Сова») Человек настаивает на своем, но при этом уважает интересы другого. Привлекаются все точки зрения, сила такой стратегии в том, что люди во взаимоотношениях исходят из доверия, доброй воли, креативности. Такая стратегия развивает в других людях веру в свои силы, талант, энергию, радость.
- стратегия компромисса («Лиса») - умеренность, торг, половинчатость. Выгода такой стратегии: решение с готовностью принимается большинством людей, создает атмосферу спокойствия. Эту стратегию часто используют посредственные и льстивые люди, после этого симптомы конфликтов гасятся, а причины остаются.
- стратегия избегания («Дело в долгий ящик») - отсрочка или избегание ответа, отвлечение внимания. Выгода от такой стратегии: стабильность, сохранение статуса, способность влиять на других, не прилагая к этому усилий. Цена такой стратегии: застой и скука, умирание взаимоотношений, осадок негативных чувств, истощение энергии.
- стратегия приспособленчества («Плюшевый медведь») «О кей, что бы ты ни сказал». Выгода - в одобрении и уважении другими, цена - чрезмерная зависимость.
 
12
Как выработать свой стиль общения?
Стили общения:
общение-устрашение,
общение-заигрывание,
общение с чётко выраженной дистанцией,
общение дружеского расположения,
общение совместной увлеченности творческой деятельностью.
 
Алгоритм выработки стиля общения:
· изучите свои личностные особенности,
· установите ваши недостатки в личностном общении;
· работайте по преодолению стеснительности, скованности, других негативных наслоений в стиле общения;
· овладевайте элементами общения с ориентацией на ваши индивидуальные особенности;
· добивайтесь диалога с читателями, продуктивного общения на равных;
· постоянно корректируйте ваш индивидуальный стиль общения.
 
13
Информационные ресурсы
• Езова, С. Грани библиотечного общения: уч.-метод. пособ. / С. Езова.─ М.: ИПО «Профиздат», 2002. ─160 с.
• Езова, С. Культура общения библиотекарей: уч.-метод. пособ. / С. Езова. ── М.:ЛИБЕРЕЯ , 2004. ─144с.
• Езова, С. Библиотечное общение: логический анализ понятия / С. Езова // Библиотековедение. ─2008. ─ № 6. ─ С.26─29.
• Езова, С. Специфика профессионального общения / С. Езова // Библиотека. ─ 2009. ─ № 2. ─ С.73.─74.
• Езова, С. Станиславский нам поможет / С. Езова // Библиотека. ─ 2009. ─ № 1. ─ С.61─63.
• Морозова, М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе / М. Морозова // Восп. школьника. ─ 2006. ─ № 7. ─ С.5─7.
• Рогов, Е. Настольная книга практического психолога / Е. Рогов. ─ М.: Гуман.центр ВЛАДОС, 1999 ─ 480 с.
• Рязанцева, Л. Искусство публичного выступления / Л.Рязанцева // Справ. руководителя учрежд. культуры. ─ 2008. ─ № 8. ─ С. 63─70.
• Суслова, И. Деловое общение: методика достижения эффективных результатов коммуникации / И. Суслова // Справ. руководителя учрежд. культуры. ─ 2008. ─ № 1. ─ С. 73─81.
• Суслова, И. Методика подготовки выступлений и докладов / И.Суслова // Справ. руководителя учрежд. культуры. ─ 2007.─ № 2. ─ С. 60─65.
                                                                                      Составитель: В.Г. Савина
Категория: Ваш деловой кейс | Добавил: beloyarochka (14.03.2011)
Просмотров: 5170 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
address newsite

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz