РОЖДЕНИЕ СИБИРСКОГО ТРАКТА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Продолжаю изучать историю Сибирского Тракта - дороги, которая когда-то соединяла центральную Россию с Сибирью. В том числе она проходила и по нашим землям. И хотя Заречного тогда не существовало, наши деревни помнят те годы, особенно Мезенка, через которую Сибирский Тракт проходил самым непосредственным образом, и где размещались в том числе дорожные станции для смены лошадей.
В первой части повествования я писал, как возникла наша Большая Столбовая Дорога (именно так она поначалу называлась) и почему её протянули с Екатеринбурга именно через Косулино, Мезенку и Белоярку. Сегодня вторая часть рассказа.
Глава первая
ДОРОЖНЫЕ ВЁРСТЫ
Так вот, когда в 1763 году Екатерина Вторая для сокращения пути в Сибирь своим высочайшим повелением приказала направить дорогу не через Ирбитскую ярмарку, а через Косулино, обозы потянулись именно по нашим землям. И постепенно дорогу начали обустраивать.
Это не было самодеятельным процессом - на самом деле дорога на каждом отрезке пути была расписана по расположенным рядом населённым пунктам - и каждая деревня, каждый крестьянский двор знал, какой конкретно участок пути ему надлежит ремонтировать и поддерживать.
Основные работы по оборудованию Большой Столбовой пришлись на 1800 - 1811 годы, когда губернатор Пермской губернии Карл Фёдорович Модерах (Екатеринбург и Зауралье тогда входили в состав именно этой губернии) капитально сделал не только покрытие, но целую систему дорожных станций, поставил верстовые столбы, ввёл систему смены лошадей и т. д.
Во многих местах дорога была выпрямлена, ширину ей определили не менее пяти саженей (сажень - это расстояние размаха рук взрослого человека). Наш участок был определён так: "Большая Столбовая дорога от Екатеринбурга через 25 верст выходит в деревню и станцию Косулино, далее дорога идет через речки Бобровка, Брусянка, Мезеночка с деревнями этих же названий, далее через деревню Большая, Бутаково, Махаево входит в Белоярку и Белоярскую станцию..."
Глава вторая
ПРИДОРОЖНЫЕ КОЛОДЦЫ
Надо сказать, что в первую очередь разрабатывалась система почтовых станций - чтобы как можно быстрее доставлять почту и срочные грузы. Такие повозки все прочие обозы и возничие должны были пропускать незамедлительно.
Почтовые станции ставились примерно через каждые 30 вёрст (одна верста равна 1066,8 метров), а между ними оборудовались полустанки. В губернских столицах такие станции назывались почтамтами, в уездах - почтовыми дворами, в сёлах - станциями и полустанками. Вести счёт верстовым столбам было принято именно от почтамтов. Также Большая Столбовая дорога была оборудована конвойными этапами, где останавливались на отдых бредущие в Сибирь каторжники (об этом как-нибудь отдельно напишу, очень интересная тема).
Понятно, что поначалу движение по Большой Столбовой было редким. Но по мере освоения Сибири рос и грузопоток. Более того, постепенно всё большее количество жителей придорожных сёл и деревень втягивались в связанные с обслуживанием дороги работы. Кто-то всё больше сажал на своих участка овса, чтобы продавать его на прокорм лошадям, кто-то налаживал тележное производство, кто-то делал хомуты и другие товары для оснащения лошадей. В большом количестве ставили кузни, делали ночлежки, открывали трактиры.
Кстати, существовал и такой указ, который обязывал любого жителя, живущего около тракта, при оборудовании колодца для себя, тем не менее делать проход с тракта к колодцу с тем, чтобы любой ямщик или путник мог напоить лошадей и напиться сам, не заходя на усадьбу хозяина. Такая традиция сохранялась очень долго, даже сейчас в деревнях можно найти колодцы, которые стоят либо прямо возле дороги, либо имеют от дороги тропинку.
Глава третья
КАНДАЛЬНЫЙ ЗВОН
Непосредственно термин Сибирский Тракт родился в 1826 году, когда по Большой Столбовой дороге погнали каторжные этапы с участниками декабрьского восстания в Санкт-Петербурге в 1825 году. Как сообщает в своих исследованиях местный краевед Аркадий Коровин, всего через наши земли прогнали 123 декабриста. Вроде немного, но на самом деле связанных с этими событиями ссыльных было гораздо больше.
Интересно, что, по данным наших краеведов, именно здесь, на Сибирском тракте родилась знаменита песня о кандальном звоне. Многие каторжане (не декабристы, конечно, а из более простого люда) по дороге пытались бежать - да в таких количествах, что один из тогдашних белоярских чиновников выступил с предложением вырубить все леса на пять вёрст от тракта, дабы было лучше ловить кандальников. На это предложение губернатор обозвал чиновника дураком.
По легенде, у каторжников существовала традиция сажать на придорожных обочинах плакучие берёзки. Тем самым они как бы прощались с Россией, поскольку Сибирь тогда считалась совершенно иной землёй, далёкой и чужой. Впрочем, как я уже заметил выше, пока не буду касаться темы каторжан - это отдельная и очень интересная часть истории нашего родного края.
Глава четвёртая
НЕПРОХОДИМЫЕ СНЕГА
После того, как пермский губернатор Модерах к 1811 году капитально сделал Большую Столбовую дорогу, она долгое время считалась одной из самых благоустроенных в России. Однако постепенно ветшала, а к 1860 году пришла в совершенно невозможное состояние. Вот что писал в своих исследованиях историк Мозель о Сибирском Тракте в наших местах: "После больших снегопадов по тракту лошадей в обозах запрягают «гусем», а не «рядом». Если в сани запряжено более трех лошадей, то на первую садится форейтор, который направляет движение лошадей. При подобной езде кроме медленности движения, особенно на поворотах, бывает еще то, что сани лежат то на одном, то на другом боку. Это происходит потому, что при глубоком снеге дорога превращается в корыто, по дну которого бегут лошади, и для саней места недостает. Можно себе представить, что происходит, когда на дне корыта встречаются два обоза».
Когда после отмены крепостного права в Пермской губернии было введено местное самоуправление - земства, - то обязанности содержать свои участки дороги было возложено на эти органы. В 1874 году были проведены капитальные работы в больших объёмах: тракт был расширен, окопан канавами, обсажен деревьями. Для приёмки тракта после ремонта была даже создана важная комиссия, которая признала состояние тракта удовлетворительным, кроме участка от Косулино до Белоярки (то есть как раз нашего участка). Но и здесь постепенно обустроили.
Глава пятая
ПО ЭТОМУ ТРАКТУ ПРОХОДИЛА ИСТОРИЯ...
Ну и последнюю кардинальную реконструкцию Сибирского Тракта провели уже после Великой Отечественной войны, в 1962 году: положили асфальт, поставили мосты через реки, многие речки пустили по трубам под дорогой. В прежние годы ставить мосты просто не могли - не было технологий, которые позволяли бы бороться с ледоходом; деревянные мосты тех лет плывущие льдины просто сносили по весне.
Ну а в наше нынешнее время всё чаще и чаще путь на Тюмень проходит по другим дорогам, которые проложили уже гораздо позднее и которые позволили сократить путь в Сибирь. А с пуском нового участка Тюменской Трассы Мезенка тоже осталась в стороне от основного транспортного потока. Остались в стороне исторические места каторжных этапов и плакучих берёз, а вместе с ними осталась в стороне и ещё одна страница нашей удивительной истории.
Сергей Гончаров
В работе использованы данные местных краеведов Владимира Лизунова, Аркадия Коровина, а также материалы городского краеведческого музея. Огромная благодарность всем, кто помог. Светлая память Владимиру Лизунову и Аркадию Коровину.
Источник: http://vk.com/zonasg2?w=wall-55254633_24092
|