Все, что было в бездне дней,
Не меркнет в памяти моей,
И нет желанней ничего,
Чем образ края моего.
К.Д. Бальмонт
Малой родиной именуют место, где родился человек – деревня, село, город. Родной землей принято называть края и земли, в которых расположилась малая родина. Тогда говорят, что родиной является, скажем, Сибирь, в данном случае Урал.
Родившиеся в той или иной земле люди называют себя земляками. Малая родина неповторима. В ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями.
Все в ней родное и знакомое. Священные места напоминают о предках, о роде… Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места.
Разумеется, современное село зримо отличается от того, каким оно было сто, двести или триста лет назад. Но в нем продолжают жить истоки, присоединения к которым укрепляет преемственность поколений, помогает нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою укорененность в земле предков.
Родное мое место – деревня Некрасово. Появилась она 317 лет назад (1695, XVII век). Название получила по фамилии первого переселенца Некрасова И. Г., один его двор стал началом образования крупной деревни. Дома начинались у измоденовского болота и кончались за Язовой реткой (это 8 – 10 км). Поселение было многодворным и людным. Пришли фамилии Сотрихины, Язовы, Вагановы, дошедшие до наших дней. Фамилия Исаковы появилась позднее. Позднее деревню переименовали в село.
Расположено село по берегам реки Каменки. Основная его часть на левом берегу. Были две длинные улицы, соединенные друг с другом проулками. Эти уединенные места любила детвора, устраивали игры. А соседи неспешно говорили о деле, обменивались новостями, секретничали. Назывались улицы «старая» и «новая». «Старая» была длиннее, т. к. она изгибалась и петляла, повторяя особенность местности. А «новая» была прямая, поэтому короче. В 1965 г. улицу «старую» назвали «Ленина», а «новую» - «Алексеевская». Улицы «Алексеевская» и небольшая «Григорьевская» названы в честь земляков – революционеров, расстрелянных колчаковцами в 1920 году. Улицы были местом важнейших событий: гуляний и праздничных катаний, встречи добрых гостей и горестных причитаний, сельского схода и проводов в армию, свадебного проезда и святочных проделок и др. Улица вбирала в себя память об общей радости, заботе или общей беде. Все, что не должно было стать предметом общего внимания, от улицы скрывалось. В народе говорили: не выноси сор из избы.
Множество деревянных сооружений придавали селу особую выразительность. Амбары и амбарчики, бани и колодцы, гумна и мосты, ограды и сараи – это россыпь необходимых в деревне сооружений заполняла обжитое и освоенное пространство. Каждое из них было по-своему говорящим, рассказывающим о повседневном земном труде.
Весной деревня наполнялась звуками: стуком молотков – крестьяне ремонтировали сохи, бороны, телеги; плотники рубили новые избы. Было слышно мычание коров, впервые выпущенных на луг, звонкое пение петухов. Запах талой воды смешивался с ароматом цветущих деревьев, с запахом свежевспаханной земли и душистого разнотравья. К лету людские голоса перемещались на пашню и сенокосы, в леса и болота. Осенью слышался звук молотилок, чаще попахивало дымком из печных труб. Зимой деревенская жизнь собиралась под крышей дома, поближе к печи. Лишь в Святки да в Масленицу улицы вновь наполнялись звуками праздника.
Село Некрасово делилось на четыре части: начало называлось «Заимка», середина «Середовка», конец села «Низ», на другом берегу «Зарека». Были свои верховоды. Между молодежью иногда возникала неприязнь, если кто-то посещал «чужие места».
На улицах действовало несколько больших пожарных колодцев с системой накачивания воды: двухсторонний цилиндр с ручным приводом. Воду накачивали в огромные баки.
В селе имелось немало животноводческих строений, много разводили всякой живности: коровы, лошади, овцы, кролики, лисы, утки, гуси, куры и т. д. Сад славился далеко за пределами района. С образованием совхоза (в 1961 г.) всё нарушилось. Начали выдавать паспорта, и возник большой отток молодых кадров.
В середине XIX в. (1848 г.) строили деревянную церковь. Вскоре она сгорела, и в 1851 г. заложили каменный храм во имя Святой Троицы.
В село стекался народ для гулянья по большим церковным праздникам, бывали торги, ярмарки. В праздничные дни именно здесь были слышны колокольный звон, песни, звонкие озорные голоса, звуки балалайки или гармошки. Весело гремели колокольчики под дугой лошадей, в воздухе разносился аромат пирогов. Одним словом, село было центром духовной, общественной и культурной жизни большой округи.
За деревенской околицей начинался мир природы. Деревня соседствовала с лесом – строевым и дровяным, имелся кустарник, болото, ягодники. Деревню окружал полный состав жизненно важных угодий – пашня с «доброй» и «худой» землей, сенокосные луга с различными травами, поскотина (изгородь вокруг деревни): по одну ее сторону – просторный выгон для скота, по другую – поля. Выход из деревни был через ворота, открывал их сторож. Проезжие дороги были конными.
Названия урочищ произошли от имен, фамилий или прозвищ жителей, которым принадлежали эти места при частной собственности.
· «Домнин колодец» (Домна выкопала его, чтобы поливать капусту)
· «Язова ретка», «Тарнаева ретка», «Дубинятская ретка» и т.д.
· «Савин колок» (сейчас это место называют грачевник, живут грачи)
Были свои особые памятные и приметные места. Например:
· «Плешивая гора» - небольшая возвышенность около села, кругом рос лес, а на ней деревья не росли (название это и сегодня на слуху)
· «Еланские ворота» стояли при въезде в село, перед ними была большая чистая площадь. На этой площади 20 июля 1919 г. население радостно приветствовало воинов 262-го Красноуфимского стрелкового полка, освободивших село от колчаковцев. От населения приветствовал Красную армию коммунист Ваганов Г. А., только что вернувшийся из колчаковской тюрьмы, из которой сумел бежать при отступлении белых (исчезли)
· «Никоноровский борок» - красивейший березовый лес по обеим берегам реки (грибные и ягодные места, место обитания многих птиц и животных) (вырублен). Сейчас это рыбопитомник и озеро с большой табличкой «Посторонним въезд запрещен»
· «Камешок» - стан 1-й бригады. Здесь проходила дорогу на д. Грязнуху, в этом месте переезжали лог, а на его дне был песок и камешки. Отсюда название «камешок» (исчез)
· «Крестик» - в этом лесочке стояла небольшая часовня-молебенка. Любой путник мог тут остановиться и зайти. Лесок назвали «крестиком» (исчез)
· «Цыганская горушка» - на ней часто останавливались цыганские таборы, жили по несколько дней, показывали концерты, местные жители ходили смотреть их. На горушке росли березы, ягоды. Место очень красивое. Распахали, а почва оказалась каменистой, ничего не растет. Сейчас пустырь (горушка исчезла)
· «Падунок» - в конце села. Этим местом весной шла большая вода (паводок), размывала и падала через дорогу, отсюда название «падунок» (исчез)
· «Большие ямы» - место в ближнем лесу за кладбищем. Бытует мнение, что в первые годы образования колхоза тут начинали копать песок, но почва каменистая, и брать песок нет смысла. Ямы заросли травой. Это единственное место в селе, и по сей день, где зимой проходят уроки физкультуры, все лыжные соревнования, игра «Зарница», есть лыжня 1,2 км. И взрослые зимой ходят туда на лыжах, иногда семьями.
А какая была река!? По ее течению были места для купания: у Кислой речки – «Муток»,
недалеко от моста «Камешок» песчаный пологий берег, не очень глубоко, на дне песок, камешки. Дальше «Вагановское» - за огородом жителя Ваганова.
И к концу села «Низовское». Ближе к подбрагиной существовали плесы: первая и вторая. Это большие и очень глубокие ямы, вымытые водоворотом. Вода в них всегда холодная. Этих плес боялись, поблизости не купались, даже были случаи гибели в них скота. По берегам реки росло много черемухи, сирени, рябины, смородины, различных трав. В реке водились: щука, окунь, ерш, чебак, пескарь. Возле воды по берегам били подземные роднички. Вода в них прозрачная, холодная, вкусная, брали ее для питья. В лютые морозы они не замерзали. Некоторые были обустроены и служили при колхозе вместо холодильников для хранения молока. Но со строительством озера эта вся красота исчезла. И навсегда.
В то время к деревенским угодьям относились исключительно бережно. Невспаханное поле, заросший луг, варварски выкорчеванный лес рассматривались как признаки беды, как тяжкое преступление. Из поколения в поколение передавали наказ: жить в ладу с природой.
Село имело свой неповторимый вид, с детства знакомый и любимый всеми его обитателями.
А сейчас мы видим совершенно другую картину: исчезла река, кругом вырубается лес, поэтому исчезают ягоды, грибы, звери, птицы; много везде мусора, есть несанкционированные свалки. Время другое – порядки другие.
Говорят, что вся Россия родом из деревни. Может, это и так. Еще в начале XX века каждый девятый человек из десяти проживал в деревне. А по данным переписи 2010 года в сельской местности живет только 26% от всего населения, из них большинство - пенсионеры. Еще в середине ХХ века в селе Некрасово было более 2000 жителей, сегодня 890, больше половины из них - приезжие и дачники.
Все видят, как разрушаются деревни и села, исчезают с лица земли. Многих сельских жителей тревожит эта проблема.
И асфальт в Некрасово, и строится животноводческий комплекс, и газ обещают, но тем не менее молодежь вообще не остается в селе. Почему? Ответа нет. Эмигрантов и переселенцев все устраивает, молодежь уезжает, а что могут сделать пожилые? Вот и забирается в душу ностальгия по тем временам. И дойдут ли когда до нас правительственные программы «Родники», «Уральская деревня», «Возрождение АПК+»?...
Тем не менее, почти у каждого горожанина и сейчас сохранились живые связи с деревней: у одного здесь живет бабушка, у другого родственники, у третьего в семьях хранят воспоминания о деревенских истоках своего рода. И хоть это радует.
Валентина Васильевна Исакова
|