Это вторая книга Анны Гавальда, которую я читаю, и она совсем в другом роде, хотя нечто общее прослеживается.
Первым был прочитан роман «Я её любил. Я его любила». Сразу же обратила внимание: сколько в нем безумной, неутоленной любви, ровно столько же холода и нелюбви. И еще заметила: на всех фотографиях Анны Гавальда (даже там, где она улыбается) в её глазах есть что-то, не подпускающее близко: она оберегает себя, не хочет, чтобы проникали в душу.
Как же её угораздило стать писательницей?
И тут меня ударило в голову: возможно, в каких-то случаях писательство может быть родом самозащиты. Создавая выдуманный мир, человек скрывает и маскирует свой внутренний мир. Эта «дымовая завеса» может быть актерством, писательством, любым художественным творчеством…
А причина – там, далеко, в детстве.
Я ненавижу школу.
Ненавижу ее пуще всего на свете.
Нет, даже еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
Это первые слова повести, написанной от лица 13-летнего мальчика Грегуара.
Маленького героя понимает только один человек – его дед. Писательница посвятила произведение своему деду – значит, это её личная история. История нестандартного человека, которого запихивали в жернова школьной системы.
Все, чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно.
Не-ин-те-рес-но. И все.
Грегуару интересно только то, что он делает своими руками. Он прирожденный мастер-изобретатель, вся остальная школьная премудрость осыпается с него, как шелуха – она ему незачем. Школа убивает мальчика, буквально – убивает. Но он хочет быть живым и непохожим на других, у него есть воля и цель. Родители не могут ему помочь, дед при смерти. И тогда он спасает себя сам. И каким-то неведомым образом вытаскивает с того света любимого деда.
Книга очень маленькая, но по ценности «томов премногих тяжелей».
Кто пишет все эти книги, что мы с вами читаем, создает удивительные произведения искусства и небывалые технические устройства? Бывшие дети, от которых учителя сходили с ума и которые сами страшно мучились в школе.
И зачем всё это было?!
Грегуар (во Франции) нашел-таки свою школу. А у нас (в России) возможны ли школы для «особых» детей – для детей «с неограниченными возможностями» в каких-то не учебных сферах деятельности и абсолютной неспособностью усваивать школьную программу? Или стандарт в обучении и ЕГЭ превыше всего?
Администратор сайта Елена Цекова.
В Белоярской центральной районной библиотеке есть книги
известнейшей современной писательницы Анны Гавальда!
|