В аннотации написано: «Роман «Я ее любил. Я его любила» –
пронзительно грустная и красивая книга о любви». Грустная – да, красивая – ни капли.
Жесткая и правдивая история красивой быть не может.
По сути, здесь рассказано несколько историй любви, которые
отражаются друг в друге, как в кривых зеркалах:
- история любви главной героини, Хлои, к мужу Адриану,
оборванная его изменой (ничего вдохновляющего в ней нет, Хлоя вспоминает лишь
какие-то обрывки их жизни);
- история давней любви отца Адриана, Пьера, к Матильде, о ней дальше;
- трагическая история брата Пьера, Поля, умного и талантливого
мальчика, который погиб из-за любви к юной дурочке.
Пьер и Хлоя. Кадры из
фильма «Я её любил, я его любила» (режиссер Забу Брейтман,
2009 год) Все эти истории проходят перед читателем, как три зияющие раны в
кошмарном сне. Но для Хлои, от лица которой идет рассказ, больнее всего своё
горе: ужас, стыд и отчаяние брошенной жены.
«Брошенная женщина» … И кто
только такое придумал?
Бросить за борт.
Оторвать и бросить.
А самому сняться с якоря.
Выйти в открытое море,
расправить крылья и предаваться любви на других широтах.
И правда, лучше не
придумаешь…
Я
становлюсь злобной, это хороший признак. Еще несколько недель – и я подурнею».
Свекор пытается вывести её из этого состояния, ничего не
помогает, она ожесточается всё больше. Тогда он срывается и выдаёт свою тайну.
«Я влюбился – словно
заболел. Сам того не желая, не веря, против своей воли, не имея возможности
защититься, а потом…
Он откашлялся.
– А потом я потерял ее. Так
же внезапно.
Я
замерла. Меня словно пыльным мешком по голове огрели».
Хлоя
ошарашена уже тем, что этот железный человек оказался способным любить. Кроме
того, ситуация мужской измены поворачивается к ней обратной стороной: она
слышит потрясающую историю любви человека, который (в отличие от её мужа) не
смог бросить семью. Странное дело – она только что судила мужа за
предательство, и вдруг видит и понимает: то, как Пьер поступил с «любовью его
жизни» - еще бóльшее предательство и трусость.
О своих
чувствах и отношениях с любимой Пьер рассказывает изумительно, но красóты стиля
и эмоциональность не делают эту историю красивой.
Вот их
последнее свидание, Матильда решилась на разрыв, огонь отчаяния сжигает её
изнутри, однако Пьер в своем мужском эгоизме принимает этот огонь за сияние
любви.
«Мы спустились в ресторан поужинать.
Матильда была очень хороша. Прекрасна, как никогда, – так мне казалось. Такая
живая, такая веселая. Все на нее смотрели. Женщины оборачивались, а мужчины мне
улыбались. Она… как бы тебе это объяснить… она вся светилась… Кожа, лицо,
улыбка, волосы, движения – она притягивала свет, вбирала его в себя и отражала
с невероятным изяществом. Это смешение жизненной силы и нежности озадачивало
меня».
Как читается роман? Одним
махом. Но снова и снова просит себя перечитать, переосмыслить. Разобраться в
таком неразрешимом клубке человеческих отношений всегда полезно, когда
торопишься кого-то осудить.
В конечном итоге жалко не
Хлою (она выкарабкается), а Пьера. Для него действительно всё кончено.
Администратор сайта Елена Цекова
|