Известный критик
Павел Басинский считает одной из самых лучших
прозаических книг прошлого года – книгу Игоря Сахновского "Острое чувство
субботы. Восемь историй от первого лица" (М.: Астрель). И не он один.
"Мастерство
Игоря Сахновского, - пишет Майя Кучерская, - трудноуловимо. Вроде ничем тебя не
пытаются пленить - ни стилистических вихрей, ни интонационных воронок, ни
резких сюжетных скачков. Всего здесь в меру, повествователь спокоен, как Бог,
но стиль-язык-архитектура текста столь безупречны, что их даже не замечаешь.
Формальное совершенство играет роль строгой рамы, свободно пропускающей
читателя в мир Сахновского, по которому бродят "большие белые
женщины", недоумки-олигархи, статный Владимир Набоков с изящной супругой
под руку, итальянские красавицы эпохи Возрождения, флибустьеры ХVII века и
городские сумасшедшие ХХI, а воздух в этом мире - цветной".
Отметил
эту книгу и Лев Данилкин, который парадоксально раскритиковал новую книгу Игоря
Сахновского как раз за то, что книга эта... как-то слишком хорошо написана...
"...
каждый раз диву даешься, до чего музыкальна проза Сахновского: ритм, интонация,
лучшие слова в лучшем порядке, легкость в мыслях необыкновенная - как это у
него вытанцовываются такие складные абзацы? Иной раз на мысли себя ловишь - да
нет, ну это не рассказ, это рок-концерт какой-то: писатель с гитарой на сцене
прыгает, а зал беснуется от восторга... В роман, однако, истории не
интегрируются; цветной воздух уносится в вентиляцию; Сахновский сначала
выстроил удивительный дом с привидениями - а затем сам выпер их всех к чертовой
матери. Странный случай, когда представление автора о вседозволенности, которую
дает талант, сыграло с ним дурную шутку", - пишет Данилкин.
Павел
Басинский считает прозу Сахновского «театром одного актера» - и театром
превосходным.
«Например,
рассказ "Большая белая женщина" написан от женского лица, женским
голосом, и это сделано Сахновским настолько органично, что комар носу не
подточит. А вот в рассказе "Чем латают черные дыры" исповедь идет от
лица безумного старика, одновременно помеси из Дон-Кихота и героя "Записок
сумасшедшего" Гоголя, но и вполне живого персонажа, из тех, что
встречаются на улицах и в соседних подъездах.
А
рассказ "Семья уродов" вообще написан от лица шведки-лесбиянки,
которая терроризировала семью Владимира и Веры Набоковых, когда они жили в
Монтрё. Рассказ можно было бы счесть мистификацией, если бы он не имел реальные
основания.
Это не
просто книга, но театр одного писателя или, лучше сказать, кинематограф одного
писателя, который и сам себе режиссер, и актер, и оператор». Полностью статью
Павла Басинского можно прочитать ЗДЕСЬ!
P.S. Под впечатлением этих отзывов начала поиск в
Интернете. Из восьми рассказов, входящих в книгу, нашла шесть – выложенные
(вполне легально) на разных сайтах.
Современную
российскую прозу каждый раз начинаю читать с предубеждением и страхом, подобным
ужасу аллергика перед вкушением незнакомой пищи. Но в этот раз «аллергии» не возникло.
Читаешь – как на крыльях летишь.
Да, Лев
Данилкин прав: романа из этих восьми рассказов не слепишь, слишком они разные.
От пугающе реалистичных – до изощренной фантастики. А что их объединяет?
Помните известную ахматовскую строку: «Когда б вы знали, из какого сора растут
стихи, не ведая стыда…» В своих историях Игорь Сахновский рассказывает, как из
такого же ежедневного сора вырастает Чудо, хотя его там вовсе не ожидалось.
Елена Цекова, администратор сайта
Источник: http://www.rg.ru/2013/01/14/proza.html |