Почему книга так называется, ведь действие происходит в Японии?
«Норвежский лес» - это «Norwegian Wood» «Битлз» - та мелодия, которая напоминает герою о любимой
девушке, которую он потерял. Он стонет от боли даже спустя 18 лет, когда память
уже начинает стирать её облик.
А ведь она предвидела это.
«Знала, что память постепенно сотрется во мне. Поэтому Наоко
ничего не оставалось – только потребовать у меня: «Никогда не забывай! Помни
обо мне!»
И мне становится невыносимо грустно. Почему? Потому что она меня
даже не любила».
Завязка истории – необъяснимая смерть 17-летнего Кидзуки,
лучшего друга главного героя романа. После этой трагедии потерявший друга Ватанабэ
уезжает из родного города в Токио, чтобы всё забыть, становится студентом.
«Когда я поселился в токийском общежитии и начал новую жизнь, мне
требовалось лишь одно: не брать в голову разные вещи и как можно лучше
постараться отстраниться от них. <…>
Первое время казалось, что мне это удаётся. Но сколько бы я не пытался
всё забыть, во мне оставался какой-то аморфный сгусток воздуха, который с
течением времени начал принимать отчетливую форму. Эту форму можно выразить
словами.
СМЕРТЬ – НЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЖИЗНИ, А ЕЁ ЧАСТЬ.
На словах звучит просто, но тогда я чувствовал это не на словах,
а упругим комком внутри своего тела. Смерть закралась и внутрь пресс-папье, и в
четыре шара на бильярдном столе. И мы жили, вдыхая её, как мелкую пыль. <…>
Унеся Кидзуки в ту майскую ночь семнадцатилетия, смерть одновременно схватила и
меня».
Возлюбленная покойного друга, Наоко, тоскуя об ушедшем,
сближается с Ватанабэ, и он чувствует нечто другое, нежели в отношениях с
прочими девушками. Его за самое сердце схватила не только смерть, но и любовь.
Жизнь героя описана очень подробно, в том числе и его
сексуальные отношения. В этой книге очень много откровений о сексе, которые не
приняты в традиционной отечественной литературе. Взаимоотношения героев романа
наводят на странные мысли. Где любовь и где секс? Они – в разных мирах.
«Миновав рощу, я сел на пологом склоне и стал рассматривать
корпус, в котором жила Наоко. Найти её комнату оказалось несложно: достаточно
было разглядеть в глубине темного окна еле заметное колыхание маленького
огонька. Я всё смотрел и смотрел на огонек – последний язычок пламени на
пепелище души. Я хотел взять его в руки и сберечь».
Когда Ватанабэ возвращается в Токио из пансионата для
душевнобольных, где осталась Наоко, он в ужасе: люди, которых он видит на
улицах города – гораздо более ненормальны, чем Наоко и её друзья по несчастью.
Но Ватанабэ смог приспособиться к этой жизни, а Наоко – не смогла. Из её
письма:
«Я занимаюсь теннисом и баскетболом. В баскетбольной команде
смешанный состав из больных (противное слово, но ничего не поделаешь) и
персонала. Но в пылу борьбы я не могу отличить, кто из них больные, а кто –
нет. Странное дело. Больше того, когда оглядываешься по сторонам в игре, всё
вообще выглядит одинаково искаженным.
Когда я однажды сказала об этом врачу, он ответил, что в каком-то
смысле я права. Он считает, что мы здесь не для того, чтобы исправить
искажение, а чтобы к нему привыкнуть. Одна из наших главных проблем – мы не
можем признать это искажение».
Господи, миллионы людей не могут признать непоправимое искажение
этого мира! И если все они ненормальны, то что тогда считать нормой? Кто-то из
них совершает самоубийство (как многие герои этой книги), другие остаются жить
– под печальную мелодию «Норвежского леса».
Как смириться с тем, что происходит вокруг? Герой выжил – какой ценой?
Он не идеальный человек, но прощение, терпимость, сострадание к людям у него в
крови. Спасая других – незаметно спасает себя.
После этой книги смотришь на мир другими глазами. Исправить его
мы не можем, а что тогда остаётся? Каждый решает это по-своему.
Роман Харуки Мураками «Норвежский лес»
есть на абонементе Белоярской центральной
районной библиотеки!
|