Книга отмечена многими литературными премиями – и есть за что. В ней открыто обсуждаются такие вещи, от которых в детской литературе зачастую стыдливо отворачивают глаза.
Вы видите интерактивный плакат об этой книге, все отзывы – от учителей. Это можно понять: повесть целиком посвящена отношениям между взрослыми (педагогами, родителями) и детьми. Попытаюсь взглянуть на события, описанные в книге, с другой, не учительской стороны.
Еще не начав читать книгу, на вопрос, обозначенный в её названии: «Когда отдыхают ангелы?» - я внутренне ответила: «Да никогда!» Так мир устроен.
Прелестная притча о том, что наши личные ангелы отдыхают, когда мы заняты полезным делом, и могут в это время помочь другим людям – как солнце, освещает всю повесть. Но слово «отдыхают» обозначает здесь не «бездельничают», а совсем другое: отвлекаются, переключаются на другую работу.
Глядя на обложку книги, думала: многие Учителя – земные ангелы детей – тоже не отдыхают никогда. Но бывают моменты, когда ангелы плачут и отчаиваются. И выпадают из реальности – в печаль, болезнь, воспоминания. Из-за таких моментов, наверное, и написана книга.
Повествование ведется от лица двух героинь: учительницы начальных классов Маргариты Семеновны (Марсём) и её ученицы Алины.
«… дети голодают не только в Африке, но и в наших широтах. А именно – в школе. Им не хватает пищи для внутренней жизни. <…> Только напряженная внутренняя жизнь, считала Марсём, со временем превращает детей в писателей и художников, делает их нервами человечества».
И Марсём даёт пищу душам учеников, доверяя им своё тайное знание.
А начинается повесть так: «Всё могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа». В этом отношении тут сплошное «дежавю»: папы нет у маленькой Алины, её подруги Наташки; их любимая учительница Марсём и её подруга Лерка тоже в детстве лишились пап из-за развода родителей; без отцов остались Йон, Матвей и Леша Кравчик.
«…дети любят маму и папу. Их они любят с самого начала, до всего, что произойдет потом… Но у меня не было папы. Если папы нет, что происходит с его долей любви? С той долей, которая ему предназначена? Никто не знает».
Марсём пишет в дневнике, что хорошо бы развесить лозунги: «Берегите пап. Они – друзья человека!» Или «Исчезновение папы обедняет окрестную фауну и вредит здоровью. Особенно – здоровью мелких человеческих существ».
Ей, как и многим её ученикам, не хватает в жизни надежной опоры: моральной и физической – об этом просто кричит её дневник. Может, поэтому она повесила в классе портрет Януша Корчака – как символ веры и любви. И когда в классе назревает кризис, учительница зовет на помощь своих друзей-мужчин, которые вовлекают детей в страшную сказку. Ребята сражаются со злом изо всех своих детских сил, и наступает, вроде бы, счастливый конец.
«Мы тут с вами насовершали подвигов и теперь знаем, что способны на это. И если нам в будущем захочется сделать какую-нибудь гадость – а нам захочется! – надо бы про этот опыт вспомнить. Он поможет куда-нибудь вырулить. В какую-нибудь нужную сторону».
Но это конец сказки, а вот реальность преподносит учительнице, родителям и детям более жёсткий урок. Как они с ним справятся – и справились ли вообще?
Эта книга даёт возможность заглянуть в себя – очень, очень глубоко. Читаешь о жизни героев – и из памяти выскакивают, один за другим, эпизоды детства и юности, и более поздние переломные моменты жизни. Все те моменты, когда ты делал выбор, и этот выбор определил всю дальнейшую жизнь.
Администратор сайта Елена Цекова.
Иллюстрации Ильи Донца и Маргариты Щетинской
Эта книга есть в Белоярской центральной детской библиотеке!
|