В аннотациях к повести говорится, что это одно из самых
необычных произведений Зощенко. «Цель этой книги – помочь людям, переживающим
«кризис среднего возраста» и потерявшим вкус к жизни, вновь обрести новизну и
свежесть жизненных ощущений». Заявка не слабая.
Тема повести – серьёзна, стиль – не очень:
… автор, конечно, не врач, и знания его в этой сфере ограниченны.
Тем не менее с детских лет автор имел глубокий и даже исключительный интерес к
медицине и даже одно время пробовал было лечить своих менее ценных
родственников разными домашними химическими средствами – йодом, дегтем,
глицерином, травой, которую жрут собаки при заболевании, и психическими
воздействиями. Каковое лечение, надо сказать, иной раз сходило довольно успешно
и не всегда заканчивалось смертельным исходом того или другого зазевавшегося
родственника.
Сюжет повести таков: старый профессор устал от жизни и утратил к
ней интерес. Как же он смог возродиться?
… понимая, что это печальное тело, полное упадка и дряхлости,
создалось благодаря его жизни, его поступкам и поведению, он решил по
возможности изменить эту жизнь, и поведение, и поступки. <…> Он вспоминал
свои молодые годы, вспоминал, как он относился к тем или иным вещам, и старался
следовать этому, хотя это иной раз было трудно и даже невозможно. Он хотел
правильным поведением убрать свою болезнь и создать молодость.
Далее идет рассказ, как профессор перегнул палку: бросил старую
жену и женился на молоденькой хищнице. Он не рассчитал своих сил, в результате
– инсульт и переосмысление жизни. История старая, как мир, но комментарии к ней
едва ли не интересней тривиального сюжета.
Рисунки Николая Радлова
Зощенко приводит список известных людей, не доживших до 40 лет,
и доказывает, что они сами довели себя до смерти. Автор исследует истории
гибели Пушкина, самоубийства Джека Лондона, Маяковского, распада личности
Гоголя… Перечисляется множество примеров
потери интереса к жизни у знаменитых и талантливых людей. Далее следуют истории
знаменитостей-долгожителей и их рецепты долголетия. И все эти случаи
объясняются с самой материалистической
точки зрения. Постоянные поклоны и реверансы автора в сторону
материализма напрягают, но что делать – в такое время он жил. А практические
советы писателя, как преодолеть апатию и усталость, безусловно, хороши
(говорят, что книгу одобрил сам академик И.П. Павлов). Да и смог же сам Зощенко
в середине жизни преодолеть смертельную болезнь! Ему было чем поделиться.
Анализируя все эти истории, писатель делает, казалось бы,
обнадеживающий вывод: человек – сам кузнец своего счастья… Но во время чтения было
неприятное ощущение: будто бы за строчками маячило изможденное лицо автора,
который до глубокой старости так и не дожил. Михаил Зощенко изо всех сил
настраивает читателя на позитив, а его бледный призрак намекает на другое. И
потом – позитив позитиву рознь. Из головы никак не выходит эпизод из начала
книги – наблюдения автора за жизнью обезьян:
Они ужасно бесновались, каждую секунду были в движении, каждую
минуту лапали своих самок, жрали, какали, прыгали и дрались.
Это просто был ад. Это был настоящий и даже, говоря возвышенным
языком, великолепный пир здоровья и жизни.
Автор любовался этой картиной и, понимая своё ничтожество,
почтительно вздыхая, стоял у клетки, слегка даже пришибленный таким величием,
таким великолепием жизни.
Глава про обезьян называется «НЕ НАДО ИМЕТЬ ВОСПОМИНАНИЙ». Едкая
ирония автора не вызывает сомнений.
Нет уж, лучше любить и помнить, горевать и стареть, чем такое
бездумное ликование плоти. Но в любом возрасте можно дышать полной грудью – говорит
Зощенко.
Все мы знаем о чудовищно несправедливой судьбе этого писателя.
Говорят, он улыбался в гробу. А откуда мы знаем, как Зощенко умирал? Может, он
радовался каждому из последних дней. Тогда в его повести всё правильно.
Администратор сайта Елена Цекова.
Эта книга есть в Белоярской
центральной районной библиотеке!
|