Это первая подробная биография Лермонтова, которая появилась в
России. Впервые книга была издана в 1891 году, к 50-летию со дня смерти поэта,
и после этого почти 100 лет ни разу не переиздавалась – до 1987 года, когда она
стала бестселлером среди всех, кто изучает, преподает и просто любит
Лермонтова.
Вот такая библиотечная книжка издания 1987 года, зачитанная, залюбленная,
исчерканная многочисленными карандашными пометками – и попала мне в руки.
Главная ценность этой лермонтовской биографии в том, что автор
лично беседовал с людьми, знавшими поэта.
Второе – Павел Висковатов обладал доступом к самому объемному архивному
материалу, который так или иначе касался Лермонтова (к сожалению, последующие
катаклизмы, потрясавшие Россию, разметали этот архив по всему свету, многое
утрачено или продано).
Третье – это наиболее полная и подробная биография Лермонтова
(ярко обрисованы все его воспитатели, преподаватели, друзья и подруги, все
обстоятельства жизни поэта – с рождения до смерти).
На фото - П.А. Висковатов Непривычна повествовательная манера автора: неспешная,
обстоятельная, дотошная, несколько старомодная и наивная – но это только
придает ей шарма. О самых острых моментах биографии Лермонтова автор пишет
деликатно, осторожно и бережно (вот, например, характеристика отца поэта):
«Если сопоставить немногосложные известия о Юрии Петровиче, то
это был человек добрый, мягкий, но вспыльчивый, самодур, и эта вспыльчивость,
при легко воспламенявшейся натуре, могла доводить его до суровости и подавала
повод к весьма грубым и диким проявлениям, несовместимым даже с условиями
порядочности».
Имеется в виду, что Юрий Петрович мог ударить жену – так бы и
написал современный исследователь, без сантиментов. Но в XIX веке нравы были иными.
История раздора между овдовевшим отцом и бабушкой поэта, когда
они буквально рвали ребенка друг у друга из рук (доводя его до такого
страдания, что он думал о самоубийстве), изложена во всех подробностях. Это
объясняет тяжелый характер Лермонтова, который многие современники считали
причиной его гибели. Отсюда и постоянный мотив смерти в его стихах.
"Дуэль" - рисунок М. Лермонтова Павел Висковатов не считает нужным скрывать подробности «гусарских
загулов» Лермонтова и сочинение «нескромных» эротических поэм в дни его юности
(а кто их не сочинял – и Пушкин грешен), но и об этом автор биографии пишет с
благородной сдержанностью, так же как о любовных увлечениях поэта.
В этой книге вы не найдете сенсаций, но не найдете и лжи.
Некоторые неточности объясняются неполной осведомленностью автора (например,
история любви Лермонтова к Н.Ф. Ивановой стала известна лишь в XX веке).
Немало однокашников Лермонтова по Юнкерской школе дослужились до
генералов и более высоких чинов, а поэт умер, будучи корнетом (одно из низших
офицерских званий). Но почему-то именно эти генералы больше всего злились,
когда им говорили, что Лермонтов – великий поэт, и отвечали: «Что уж в нем
такого великого, мы все тогда писали стишки не хуже, чем он». Например,
фельдмаршал князь А.И. Барятинский, по словам П.А. Висковатова, «приходил в негодование каждый раз,
когда мы заговаривали с ним о Лермонтове. Он называл его «самым безнравственным
человеком» и «посредственным подражателем Байрона» и удивлялся, как можно им
интересоваться до собирания материалов из его биографии». Позднее, когда биографу попались в
руки юношеские поэмы Лермонтова, он понял причины такой злобы: из-за
«нескромной» лермонтовской поэмы «Гошпиталь» над Барятинским хохотала вся
Юнкерская школа.
За свою жизнь Лермонтов нажил немало врагов, и П. Висковатов
последовательно описывает, как это происходило. Для них он был Маёшка, уродец –
внешне и внутренне. Для нас – «другой, еще неведомый избранник».
Да, как ни странно – неведомый. Чем больше подробностей
становится известно о Лермонтове, тем бóльшей загадкой предстает он перед нами.
Это и влечет к нему так неодолимо…
Администратор сайта Елена Цекова.
Эта книга есть в Белоярской центральной районной библиотеке!
|