Роман Сенчин — российский прозаик, редактор газеты «Литературная Россия», один из основоположников течения «новый реализм». Родился в семье служащих в г. Кызыл Тувинской АССР (ныне — Республика Тува). После окончания школы обучается в Ленинграде, проходит военную службу в Карелии. В 1993 г. по причине обострившихся в республике национальных отношений семья Сенчиных вынуждена покинуть Кызыл и переселиться в Красноярский край, где начинает заниматься фермерским хозяйством. В начале 1990-х Роман Сенчин попеременно живет в Абакане и Минусинске, где работает монтажником, дворником, грузчиком. В 1995—1996 гг. в местных изданиях появляются первые публикации рассказов Сенчина. В 1996—2001 гг. обучается в Литературном институте, становится постоянным автором журналов «Октябрь», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя». Автор романов «Минус» (переведен на немецкий и английский языки), «Нубук», «Елтышевы», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло». В 2009 г. роман «Елтышевы» входит в шорт-листы главных литературных премий России — «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер» — и становится одним из самых обсуждаемых в литературной прессе произведений. В 2011 г. вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».
Книга Романа Сенчина «Елтышевы», вошедшая в шорт-лист «Русского Букера», построена на отчасти биографической коллизии, уже знакомой нам по его прежним вещам. Семью до времени вполне благополучных государственных служащих (отец — капитан милиции, дежурный по вытрезвителю, мать — библиотекарша, один сын — бездельник, другой сидит) выселяют из ведомственной квартиры: отец семейства вынужден уволиться из органов в результате должностного преступления. Единственным выходом оказывается переезд в деревню, к тетке, которая доживает свой век в разваливающейся лачуге. Сперва Елтышевы думают, что эта робинзонада — временная мера, после понимают, что застряли надолго, потому что возможности вернуться в город нет, и пытаются наладить крепкий деревенский быт и жизнеспособное хозяйство.
Русский читатель, до сих пор не изживший в себе инстинктов национальной литературной традиции, всегда подсознательно думает об опрощении, народе-Богоносце и испытывает интеллигентский комплекс вины. В рамках этой традиции читатель хочет надеяться, что Елтышевы, оставившие — хоть и не по своей воле — отдельную квартиру и присущее ей городское отчуждение, в деревне вернутся к корням, припадут к земле, как Атлант, и под народные мудрости ветхой тетки Татьяны начнут новую счастливую жизнь среди колосящихся хлебов, выращенных своими мозолистыми руками. Однако этому клише на сей раз сбыться не судьба: книга Сенчина — это честная и дотошная история упадка, разложения и гибели совершенно обычной русской семьи, каких миллионы. В этом Сенчин совершенно верен исповедуемому им «новому реализму», который, надо отдать должное, действительно очищает текст от сознательных литературных штампов. Собственно говоря, тут о литературном поле вообще сложно говорить — скорее о хронике, домовой книге, бортовом журнале жертв кораблекрушения.
В интервью Захару Прилепину Сенчин говорит: «Для меня проза делится на изящную словесность, где важны не столько содержание, герои, сюжетное развитие, а сам язык <…> и на, конечно, в художественном оформлении… документ. Исторический, психологический, человеческий... Я пытаюсь писать о жизни ничем особенным не выдающихся, как Пушкин их называл — "ничтожных”, людей. Хотя каждый человек особенен и уникален».