Как-то раз в
библиотеку пришел лев… Появление опасного животного в каком-нибудь неожиданном
месте, тем или иным образом связанном с детьми, ‒ прием, который нередко встречается в
авторских сказках второй половины ХХ века. И читателю этот прием не надоедает,
а лишь обостряет его любопытство: что на этот раз? Куда будет развиваться
сюжет? Вполне возможно, что своим появлением в библиотеке лев из книги Мишеля
Кнудсена обязан каменным львам у дверей какого-нибудь особняка, в котором
расположилась реальная библиотека. По крайней мере, художник Кевин Хоукс
изобразил таких каменных львов на своей картинке. А «оживший» лев Хоукса
выглядит настоящим царем зверей – такой он огромный и могучий!
Иллюстрации Кевина
Хоукса к книге Мишель Кнудсен «Лев в библиотеке»
Библиотека кажется местом, мягко говоря,
не совсем подходящим для льва. Но его оттуда не выгоняют. Единственное условие,
которое ставят льву, – выполнять правила поведения: не шуметь и не бегать. И
что самое удивительное, лев готов этим правилам следовать – лишь бы слушать
сказки. День за днем он приходит в библиотеку и скоро становится незаменимым
помощником заведующей и любимцем детей (впрочем, любимцем детей он становится
сразу).
Но однажды льву приходится нарушить
правила – чтобы помочь заведующей. Лев, однако, так серьезно относится к
принятым на себя обязательствам, что за нарушение правил наказывает сам себя…
Тем не менее, всё кончается хорошо.
В этой очень просто написанной
коротенькой истории заключено множество важных смыслов. В ней рассказывается о
том, что чтение книги обладает «волшебной силой» – оно способно покорить даже
льва. А еще о том, что любому, кто хочет слушать, как читают сказки, можно и нужно
приходить в библиотеку. И о том, что библиотека – это такое место, где учат
уважать права других: это уважение достигается за счет выполнения простых
правил, благодаря которым каждый получает индивидуальное пространство для
чтения. А также что правила – только потому правила, что из них должны быть
исключения. И любое формальное правило в конкретной ситуации может быть
отменено: «буква закона» в некоторых случаях отступает перед требованиями
человечности.
Довольно сложная философская мысль, но
она подается таким понятным и убедительным способом, что ребенок предшкольного
возраста способен ее воспринять.
Это совсем не значит, что книжку нельзя
читать более младшим детям. Можно, конечно. Хотя бы потому, что лев, который
любит детей, – очень привлекательный образ: большой и сильный становится другом
и покровителем маленьких и слабых. Для кого-то (наверняка для кого-то плохого)
лев безусловно опасен, а для детей – нет. Это образ, помогающий малышам
справляться со страхами, если такие есть (а они почти всегда есть).
Но для ребенка предшкольного возраста
(или первоклассника, если он пошел в школу с шести лет) привлекательным
окажется не только образ льва, но и сама идея о существовании правил и
ситуаций, когда правилами можно и даже нужно пренебречь.
Примерно в пять с половиной лет в жизни
детей начинается новый этап: они активно осваивают так называемые игры с
правилами: это, в первую очередь, разные спортивные и околоспортивные игры
вроде вышибал и футбола. Это игры, в которых каждый игрок действует не сам по себе,
а как член команды, и в которых победа достается не одному игроку, а команде.
Умение включаться в такие игры психологи рассматривают как показатель
готовности к школьному обучению, потому что школьное обучение, в первую
очередь, связано с действиями по правилам.
Но игры,
естественно, – только один из наглядных показателей того, что происходит с
ребенком в предшкольный период. А в это время, как уже говорилось, формируется
умение добровольно, сознательно подчиняться установленным правилам – не потому,
что так сказали делать, а потому что я сознательно принимаю определенные
требования.
Научиться
этому не так легко, как кажется. Поэтому разговор на тему правил для ребенка
очень важен. В частности, и разговор о том, когда правила можно нарушать, а
когда их нужно изменять.
В общем, это
очень емкий и важный для детей текст. И дети могут читать его самостоятельно,
если они уже освоили букварь. Шрифт довольно крупный, сложных предложений
немного, зато много диалогов. И очень много картинок.
Картинки,
живые и динамичные, – безусловное достоинство книги. И на них очень много
человеческих лиц, на которых очень понятно и выразительно читается определенная
эмоция. История развивается – меняются выражения лиц. И выражение эмоций на
морде у льва. Это усиливает симпатии читателей и заставляет их сильнее
сопереживать происходящему.
А еще
картинки в этой книге очень полезно посмотреть взрослым. В первую очередь –
библиотекарям.
Потому что
Кевин Хоукс изобразил в некотором роде идеальную библиотеку. Чего стоят
стеллажи в рост ребенка и места для чтения: различной высоты подиумы, пуфики,
напольные ковры (лев в роли пуфика очень органично вписывается в эту среду). На
картинках дети читают не только за столом, но и сидя на полу, и лежа на животе;
в маленьких группках и по одному. А книги, оставленные детьми, собирают на
маленькую тележку и развозят по местам работники библиотеки.
Так что
история про льва в библиотеке может сильно продвинуть в понимании некоторых
вещей не только маленьких читателей, но и взрослых.
Марина
Аромштам
Писатель,
журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук»
Источник: http://www.papmambook.ru/articles/524/ |