Владимир
Маяковский, поэт и гражданин, творчество которого активно изучали в
советской школе и продолжают изучать в школе современной, – один из лидеров
среди поэтов в сети ВКонтакте. Ему посвящено 59 групп, 10 из которых достаточно
крупные (более 1000 чел.), а самая многочисленная из них – «Владимир
Маяковский. Карта буден» (http://vk.com/mayakovskiy) – объединяет 102 тысячи участников. На главной странице
группы написано: «Добро пожаловать на страничку одного из величайших поэтов
России. В.В.Маяковский – поэт-гений и гражданин!» На втором месте по числу
участников группа «Владимир Маяковский. Лирика» (http://vk.com/vvmayakovsky), в которой состоит более 16 тысяч
молодых людей, девиз которой «А ведь Маяковский творил чудеса!». Казалось бы, в
соответствии с самоописанием групп, их контент должен очень сильно различаться,
представлять две ипостаси поэта: гражданин и лирик. Однако, этого не
происходит, в контенте больше сходств, чем различий. Главное
сходство заключается в том, что основной контент групп связан с любовной
лирикой поэта, все, что касается лирики гражданственной, занимает гораздо более
скромное место. Правда, в феврале 2014 года по понятным причинам многие группы
опубликовали стихотворение «Долг Украине» («Знаете ли вы украинскую ночь?»), но
не в качестве «затравки» для актуальных обсуждений. В отличие от сообществ,
посвященных большинству русских поэтов, в группах, связанных в Маяковским,
очень много подписчиков и участников мужчин. Тут нет женского перевеса, такого
типичного для состава поэтических групп. Еще одна особенность заключается в
том, что практически каждая публикация сопровождается фотографией поэта.
Конечно, портреты и фотографии в большом количестве выкладываются во всех
поэтических группах, но здесь их особенно много. При этом почти всегда это
молодой или совсем юный поэт. Участники
сообществ, посвященных Маяковскому, весьма активны, они много «лайкают»
стихотворения, достаточно активно пишут комментарии. При этом это тот редкий
случай, когда в комментариях очень много мата. Ничего похожего нет в
сообществах, связанных с другими поэтами Серебряного века – от Есенина до
Ахматовой и Цветаевой. Наличие ненормативной лексики – это специфика именно
участников групп, посвященных Маяковскому. Причем иногда публикуют и стихотворения
с ненормативной лексикой, причем в полной уверенности, что это именно
Маяковский. Он кажется таким брутальным, таким маскулинным, что некоторым мат
кажется имманентно ему присущим. Ни
один поэт Серебряного века, даже очень популярный Сергей Есенин, не кажется
юношам идеалом настоящего мужчины, а Маяковский, такой большой, такой сильный,
кажется. Не случайно один из участников группы выкладывает свою фотографию
рядом с фотографией Маяковского, причем с похожим поворотом головы и сигаретой
в уголке рта, спрашивает у друзей из конференции: «Правда, похож?» И устраивает
голосование, в котором приняло участие более 3 тыс. человек! Некоторые не
только проголосовали, но и оставили комментарии. Кто-то пишет, что похож,
кто-то сходство признает частичным, кто-то отрицает. Но немало комментариев и
такого рода: «Маяковский – это настоящий мужчина!», причем их оставляют как
девушки, так и юноши. Только юноши ценят в нем силу и брутальность (усиливая
свои оценки ненормативной лексикой, что подчеркивает их брутальность тоже), а
девушки восхищаются сочетанием этой подчеркнутой маскулинности с ранимостью и
способностью любить. Сильный и нежный Маяковский – идеал девушек, участниц
групп. Девушек необычайно трогает такое самоописание: Что может
хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце – холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское. После
публикации лирических стихов идут бесконечные обсуждения отношений Маяковского
с его любимыми женщинами. Причем возникают острые споры, кому посвящено то или
иное стихотворение. Как правило, позиции юношей и девушек оказываются
конфликтными: первые резко негативно отзываются о Лиле Брик (как обычно, не
скупясь в выражениях), девушкам Лиля нравится. Иногда модераторы групп даже
запрещают или пресекают такие споры, поскольку они переходят рамки приличий.
Отчасти такое различие позиций объясняется тем, что девушки хотят видеть поэта
моногамным («Маяковский любил сильнее всего на свете не Татьяну, а Лиличку…
Он и вспоминал всегда только ее, а остальные приходили в его жизнь и уходили,
не оставив глубокого следа»). Они с восторгом комментируют письмо
Маяковского: «Люблю ли я тебя? Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря
всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя
или чужая. Все равно люблю». Напротив, многим юношам нравится, что Маяковский
любил разных женщин, они не согласны с «приоритетом» Лили. Они всячески снижают
роль Лили в его жизни, доказывают, что она была ревнивой, и это не случайно.
Тут мы видим различия в женской и мужской системе ценностей. Как и у любого
поэта, молодые люди ищут и находят «образцовые» строки о любви, но девушкам
хочется, чтобы даже у такого маскулинного мужчины любовь сочеталась с
верностью, ранимостью, преклонением перед женщиной. В
сообществах, посвященных Маяковскому, мы мало видим «агитатора, горлана,
главаря». Эта часть творчества поэта не находит такого сильного отклика в
сердцах молодых людей обоих полов. Как и в других поэтических группах, молодые
участники ищут и находят то, что касается любви, эмоций, отношений между
полами. Иногда это принимает совсем причудливые формы. Публикуется фотография
вполне современной молодой целующейся парочки, а рядом строки Маяковского: Всемогущий,
ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова, –
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?! Таким
образом зримо и недвусмысленно выражается современность или вневременность
лирики Маяковского, то, что в нем кажется самым ценным. Любовь Борусяк
Источник: http://www.newmediacenter.ru/ru/2014/03/19/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0% |