9 февраля 1885 в
России открылась первая бесплатная библиотека-читальня им. Ивана Сергеевича
Тургенева в Москве. Что же может ожидать библиотеки-читальни в XXI
веке? Об этом говорят эксперты.
Владимир Войнович, писатель:
Интерес к
библиотекам очень сильно подорван интернетом. И, наверное, дальше
ещё больше будет подрываться. Вот, например, сейчас люди в кино ходят
гораздо меньше, потому что они дома могут посмотреть фильмы. Книги, даже
какие-то редкие, можно найти в интернете, прочесть. Я думаю, что привлечь
сейчас молодежь в библиотеки очень трудно. И если привлекать, то тоже с помощью
интернета, какими-то смешанными возможностями. Но такое, что как раньше люди
сидели в читальных залах? Может быть, сейчас так же сидят, но я не представляю
себе.
Я сам давно не
был в библиотеках. К закрытию библиотек падение интереса, наверное, может
привести. Конечно, я не думаю, что главная библиотека Ленина, крупные
библиотеки или историческая библиотека скоро исчезнут. У них ресурса ещё хватит
надолго. А маленькие районные библиотеки закроются.
Евгения Абелюк, учитель литературы лицея №1525 «Воробьевы горы», автор курса
литературы в телешколе:
Ситуация с
библиотеками очень тяжёлая, даже, скорее, с читателями библиотек. И я
полагаю, что маленькие библиотеки будут уходить, и оставаться будут только
библиотеки, которые являются сейчас крупными хранилищами книг, а также
архивы. И здесь в основном будут работать всё-таки учёные, может быть,
студенты и аспиранты, которым нужны какие-то редкие издания. И всё больше будет
человечество полагаться на интернет.
Но какой-то процент
людей без книги жить не может, им книга совершенно необходима, причём, одна и
та же книга в разных изданиях, вариантах рукописей всегда останется. Для
привлечения людей в библиотеки должен быть комплекс различных
воздействий. Прежде всего, семьи. В семье совершенно необходимо читать книги,
обсуждать, рассказывать детям о тех книгах, которые когда-то читали родители и
которые сейчас читают родители. Это школа, в которой преподают литературу и
рассказывают о книгах неформально и гораздо в большем объёме, чем это
предполагается в школьной программе, привлекая всё, что возможно, к разговору.
Это заинтересованность культуры, это культура восприятия театрального
спектакля, когда книжка вначале читается, прежде чем человек идёт в театр на её
инсценировку. Здесь нужны большие общественные усилия. И мне кажется, что мы
отстаём во всех этих направлениях.
Полностью мнение всех четырех экспертов можно прочитать ЗДЕСЬ!
|